0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Небольшой экскурс в историю

Небольшой экскурс в историю

Садитесь поудобней в кресло,
И мы расскажем Вам о том,
Как государство зарождалось,
О том, как жили люди в нем.

Сперва образовалось племя.
Несложен был их древний быт.
Они охотились все время,
И не бросали в землю семя,
Не зная, что земля – взрастит.
Лесные собирали травы,
В пещере теплился огонь,
И били мамонта оравой,
И каждый в племени был свой.
Еще был вождь – один из многих.
Но так ли просто стать вождем?

Ты должен быть силен, смел, строг
Чтоб мамонта уделать мог,
И, лучший оторвав кусок,
Не дать сородичам в обиду.

Вождь пищу разделял меж всеми –
По справедливости делил,
И, если что-то не доели,
Ну, мало ли, не хватит сил,
Запасы делал.

Сидел в углу Шаман Великий,
И заклинанья бормотал,
И мамонтов несмертны лики
На стенах разных малевал.
И, потрясая погремушкой,
Он созывал всех на войну,
И племя верило ему,
И страшный ритуальный танец
Плясало ночи напролет,
А утром, Солнце лишь взойдет,
На битву шло. И бились смело,
И покоряли племена,
Случайно как-то, между делом,
Когда закончилась война,
Союз племен образовался,
Совет Старейшин правил им
Их главный вождь, а им являлся
Тот, кто всех прочих победил.

Сменялись день и ночь. Луна
То убывала, то росла,
Зима была и было лето,
И сколько там минуло зим
Никто не помнит. Постепенно
Их достижения росли,
И щедрые дары Земли
Производить учились сами.
Сажали в землю семена –
Она плоды им возвращала,
Корова в стойбище мычала,
Паслись в загоне кабаны.
О мамонтах давно забыли:
Когда настали холода,
Все мамонты вдруг загрустили,
На юг собрались навсегда.
Вода в реке совсем замерзла,
И все кругом укутал снег,
И, скажем прямо, было поздно
Свой смелый совершать побег
От лютых холодов. До юга
Они, конечно, не дошли:
Кто от людей, кто от простуды –
Бедняги смерть свою нашли.

И был это – энеолит,
Где зарождались нормы права,
И Главный Вождь конфликт судил,
Ордалии, или присягу,
Иль поединок применял, –
Он справедливость выяснял, –
И примирительное право
Таким путем формировал.
Его решение – образчик
Для всех последующих дел,
Если какой-то негодяй
Нарушить правила посмел.

Прошли года, и постепенно,
Подарками или войной,
Образовалось государство,
И относительный покой,
На его землях воцарился,
И появились города,
Шаман теперь писать учился –
Из древних букв слагал слова.
Установили всем налоги,
Хочешь – не хочешь, а плати,
Уже готовились дороги
И органы полит власти.

И люди жили, понемногу
Наращивая скот и скарб,
Какому-то молились богу,
На непонятных языках.

Но постепенно расслоенье
Материальное меж них
В их души бросило сомненье
И породило новый миф –
Четыре принципа держали
Античный полис на спинах:
Решения там принимали
Собраньем общим; выбирали
Всех должностных и прочих лиц,
И каждое из них в ответе
Пред всеми было; остракизм –
Ты человеком не был вовсе,
Едва за стены угодив.

Феодализм античность вскоре
Средневековьем заменил, —
Там каждый каждому служил,
Коль были разного сословья.
Три договора оформляли:
Минифицальный, — так князья
Свою дружину нанимали;
Монреальный – крестьянин
Передавался феодалу,
И в войске был служить обязан;
И ленный – так вассал
В зависимости попадал.
В России – вотчина была:
Крестьянин собственность являл,
И, как и лошадь, составлял
Именье князя-господина.
И каждый мелкий феодал
Себя считал Вселенной центром,
Хоть полновластным вовсе не был.
Тогда-то кто-то обычай древний записал, –
И превратился он в закон.

Но жить нельзя без изменений,
Образовался новый тип
Общественных соотношений –
Обменный, ценности сменив.
Религиозным воздыханьем
Томимая, уже спешит
Наполнить светским содержаньем
Наисвятейший манускрипт
И католическая церковь,
Догматы свежие включив
В ученье истинное веры:
Догмат чистилища – теперь
За древний грех Адама с Евой
Уже не будешь отвечать,
Свои грехи же искуплять –
На то Чистилище дано,
Сие понять не мудрено;
По Бога образу ты создан,
И тоже, стало быть, творец;
Но все ж терновый свой венец
За все людские чудеса
Несет сын божий. Небеса
Отныне так распорядились;
Догмат мистического тела
Для церкви и для короля –
Он создан для благого дела,
Ведь уничтожить-то нельзя
Идеи свет.
Преемственность теперь мы славим;
Ну если уж и согрешим,
Так это не беда – ведь церковь
Искупит сразу все грехи,
Вы лишь готовьте кошельки
И проявите свою честность
Перед священником. Вот так
Древнейшей западной культуры
Менялись ценности тогда.
Свобода, равенство и братство
Сформировалось навсегда,
Капитализм затем явился.

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ИГР

Из книги: Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. Чисть первая: Чувство детства; отрывок из главы III Небольшой экскурс в историю игр. С. 76—81.

В начале XVII века эта универсальность больше не распространяется на самых маленьких, Мы

хорошо знаем их игры, так как начиная с XV века, то есть с появления путти в иконографии, художники все чаще обращаются к образу ребенка и сценам, изображающим играющих детей. Там можно узнать деревянную лошадку, ветряную вертушку, птицу, привязанную за лапку, и иногда, реже — куклу. Совершенно ясно, что все это предназначалось для самого младшего возраста. Однако невольно задаешься вопросом: было ли так всегда или когда-то все перечисленные здесь игрушки принадлежали миру взрослых? Некоторые из них появились благодаря детской потребности подражать взрослым, уменьшался масштаб до их размеров, как, например, деревянная лошадка в эпоху господства гужевого транспорта. Ветряная вертушка — эти вращающиеся на конце палочки крылья есть не что иное, как имитация более современного технического достижения, чем лошадиная тяга, -—силу ветра начали использовать в Средние века. Тот же рефлекс, который заставляет сегодняшних детей играть с игрушечным грузовиком или автомобилем. Хотя, впрочем, ветряные мельницы давно исчезли из наших деревень, вертушки на палочках все еще продаются на ярмарках и на детских площадках общественных парков. Дети — это наиболее консервативная часть общества.

Перейдем к другим детским забавам, в основе которых, кажется, лежит что-то другое, нежели стремление подражать взрослым. Так, очень часто можно видеть изображение ребенка, играющего с птицей: у Людовика XIII была сорока, и он ей очень дорожил. Быть может, это напомнит некоторым читателям полуручную ворону с подрезанными крыльями из их собственного раннего детства. Птица на картинах в большинстве случаев привязана, а ребенок дергает ее за нить. Встречается вариант с деревянной птицей. В целом, судя по иконографии, птица на

привязи, кажется, является самой распространенной игрушкой тех лет. Между тем историк греческой религии Нильсон говорит, что в древней, как, впрочем, и в современной Греции в первых числах марта мальчики, как требует обычай, делают деревянных ласточек, насаживают их, как флюгер, на палочки и украшают цветами. После дети, каждый со своей птичкой, обходят дом за домом и получают подарки. Здесь птица, настоящая или деревянная, является не индивидуальной игрушкой, а элементом коллективного сезонного праздника, в котором молодежь играет роль, отведенную ей в соответствии с возрастом участников. Итак, то, что становится впоследствии индивидуальной игрушкой, не несущей никакого социального, религиозного и календарного содержания, было, по-видимому, изначально связано с церемониями, собиравшими вместе детей, молодежь (не выделяемых еще в особые возрастные категории) и взрослых. У того же Нильсона можно увидеть,’насколько общим для всех возрастов было качание на качелях —от простых, похожих на весы, до подвешенных на веревках, часто встречающихся в иконографии даже XVIII века. На античной керамике можно видеть сцены, в которых мальчики прыгают на мехах с вином и качают девочек на качелях во время праздника юности. Нильсон интерпретирует эти сцены как ритуал плодородия. Между религиозной церемонией и ее основной составляющей — обрядом существовала тесная связь. Впоследствии игра утратила религиозный смысл,,вышла за рамки общины и стала доступна каждому непосвященному, И становясь; таковой, игра переходит в разряд детских забав, которые представляют собой как бы в чистом, законсервированном виде весь репертуар архаических обрядов, уже давно позабытых взрослыми.

Изучая проблему кукол и других миниатюрных игрушек, мы приходим к такому же выводу. Специалисты по истории игрушки и коллекционеры кукол и миниатюрных фигурок почти не могут отличить куклу — детскую игрушку от других статуэток и изображений, в огромном количестве поставляемых археологическими раскопками. Чаще всего они несут религиозную нагрузку: культ домашнего очага, обряды погребения, изображения паломников и т. д. А сколько раз археологи принимали за игрушки миниатюрные копии предметов быта, положенные в могилу? Я далек от заключения, что маленькие дети не играли тогда с куклами или с игрушками — маленькими копиями предметов из обихода взрослых, просто ими пользовались не только дети, сегодня ставшие монополистами в этой области. В древности они были принадлежностью, по крайней мере, умерших. Подобное

же соседство кукол и обрядовых фигурок наблюдается и в Средние века, а в деревенском быту встречается и того позже — кукла является грозным орудием .в руках колдуна и ворожеи. Страсть воспроизводить в миниатюре людей и окружающие их предметы повседневной жизни проявляется в народном искусстве, предназначенном в одинаковой степени для развлечения детей и взрослых. Знаменитые неаполитанские ясли являются наиболее ярким тому примером. Европейские музеи, особенно немецкие и швейцарские, полны сложных конструкций, представляющих собой кукольные домики, мебель и миниатюрные интерьеры, воспроизводящие в уменьшенном виде каждую деталь знакомых всем настоящих предметов. Делалось ли это, чтобы продемонстрировать мастерство? Как сказать, эти забавные штучки, столь популярные среди взрослой публики, не оставляют равнодушными и детей. «Немецкие игрушки» идут во Франции нарасхват. По мере того как они переходят в сферу сугубо детских развлечений, их называют одним общим для всех возрастов словом — безделушки, Когда-то это слово было синонимом игрушки. Эволюция языка отдалила его от первоначального значения, а эволюция чувств, наоборот, закрепила за детьми употребление игрушек и миниатюрных копий настоящих объектов. В XIX веке безделушка перебирается на витрины и в салоны, но остается все еще уменьшенной копией какого-либо ■ предмета: миниатюрный портшез, мебель, крошечная посуда — с ними не играют, на них смотрят. Здесь проявляется былая страсть обывателя к неаполитанским яслям и другим поделкам этого жанра. При Старом порядке общество сохраняло привязанность к подобным забавам, которые сегодня назвали бы

Читать еще:  Причины снижения яйценоскости кур

ребячеством, поскольку теперь они уже окончательно отошли в область детства. Еще в 17.47 году Барбье пишет: «В Париже придумали куклы, именуемые марионетками. Есть кукла Арлекин, есть Скарамуш (из итальянской комедии), есть куклы, изображающие пекарей, есть также маленькие пастух и пастушка (из пасторали). И эта безделка настолько покорила весь Париж, что нельзя прийти ни в один дом, чтобы не наткнуться на камин с подвешенными на нем куклами. Их дарят всем без разбора, женщинам и девочкам, и фурор настолько сногсшибательный, что в начале этого года все прилавки были забиты ими в качестве новогодних подарков. Герцогиня Шартрская заплатила за одну такую, расписанную Буше, 1500 ливров». Замечательный библиофил Жакоб, приводя эту цитату, отмечает, что в его время никому бы и в голову не пришло заниматься подобным ребячеством: «Люди светские слишком заняты своими делами (интересно, что

он.сказал бы, если бы жил внаше время) ине могут уже себе позволить вести себя, как в эти старые добрые праздные времена, — времена процветания бильбоке (игра, состоявшая в том, чтобы шариком, привязанным на шнурке к стержню, попасть в чашечку, прикрепленную к тому же стержню) и кукол на нитках; теперь это удел детей».

А вот другое проявление популярного искусства миниатюризации, породившего немецкие безделушки и неаполитанские ясли, — театр марионеток. Он претерпел ту же эволюцию. Лионский Гиньоль начала XIX века — персонаж народного театра для взрослых. Сегодня гиньоль — общее название кукольного детского театра.

Эта столь долго существующая неопределенность детских игр объясняет, почему с XVI по начало XIX века одетая кукла служила модникам и модницам вместо манекена и являлась часто объектом коллекционирования. Герцогиня Лотарингская хочет сделать подарок роженице (1571): «Она просит вас передать пять-шесть не очень больших кукол в самой роскошной одежде, какую только можно найти, чтобы послать их прелестному дитя герцогини Баварской, недавно родившей». Подарок предназначается матери, пусть и под видом подарка ребенку! Коллекционные куклы в большинстве своем не были детскими игрушками, которые были сделаны довольно грубо и с которыми не очень бережно обращались. Коллекционные куклы были модными куклами. Впоследствии модные куклы исчезнут, благодаря изобретению литографии их заменят гравюры.

Неопределенная граница между предметами, именуемыми игрушками для маленьких и их первоначальным назначением, исчезает в эпоху, с которой начинается эта глава, — к 1600-м годам. Они отныне предназначаются детям. Лишь маленькая деталь отличает их тогдашнее предназначение от сегодняшнего. Как уже отмечалось на примере детства Людовика XIII, в куклы играли и мальчики. В раннем возрасте к детям того и другого пола относились практически одинаково: и те и другие носили одинаковые костюмы, одинаковые платья. Вполне возможно, что благодаря одежде и иконографии обнаруживается взаимосвязь между детской специализацией игрушки и значением раннего детства, начиная с конца Средних веков. Детство становится хранителем обычаев и обрядов, позабытых взрослыми.

Сугубо детская специализация игр к 1600 году касается только раннего детства — после четырех лет она стирается

и исчезает вовсе. Начиная с этого возраста ребенок играет в теже игры, что и взрослые, то с детьми, то с теми же взрослыми. Мы это знаем в основном благодаря богатой иконографии, так как с эпохи Средневековья до XVIII века игры становятся любимым сюжетом художников; это указывает на место, которое занимали развлечения в жизни общества при Старом порядке. Мы уже видели Людовика XIII, играющим одновременно и в куклы, и в мяч, ранний вариант современного тенниса, и в шары, и в «хоккей» (игра с мячом и клюшками)—три последние игры нам кажутся скорее играми для подростков и взрослых. На гравюре Арну конца XVII века изображены дети с колодой карт — дети знатных фамилий, о чем говорят.манжеты на рукавах девочки. Никто не видит ничего возмутительного в том, что они играют в азартные игры, причем на деньги. Сюжет одной из гравюр Стеллы, посвященных забавам путти: проигравшийся в пух ребенок; видно, что художник сочувствует его горю. Художники-караваджисты (XVII век) часто пишут солдат, увлеченных игрой в тавернах: рядом со старыми служаками сидят мальчики, едва достигшие двенадцати лет, и с не меньшей страстью следят за тем, что происходит на карточном столе. На полотне- Бурдона можно видеть группу бродяг, наблюдающих за двумя малолетними игроками в кости. Тема азартных игр на деньги среди детей не шокирует еще общественное мнение, так как часто на картинах фигурируют не наемники и бродяги, но и знатные персонажи Ленена. Взрослые же, наоборот, находят удовольствие’в забавах, которые мы сегодня называем детскими. Резьба на кости XIV века из Лувра изображает игру в «лягушку посредине»: молодой человек сидит на земле, его толка : ют со всех Сторон, а он старается поймать одного из. играющих. Часослов Аделаиды Савойской (конец XV века) содержит календарь, полный иллюстраций, с изображением игр, и в большинстве своем игр не рыцарских. (Сначала календари иллюстрировались сценами ремесел, за исключением мая — май посвящался любовным ухаживаниям. Потом на иллюстрациях появились игры, занимая все более важное место — игры рыцарские, такие как охота с гончими, а также народные.) Одна из них—’игра «в вязанки»: ведущий изображает свечу в центре круга, остальные попарно становятся в круг — дама позади кавалера, обнимая его за талию. Через несколько страниц — деревня, все ее жители: мужчины, женщины, маленькие и большие — вышли на улицу и перекидываются снежками. Шпалера начала XVI века — крестьяне и

дворяне, последние в одежде пасторальных пастушков, забавляются борьбой, Среди играющих

нет ни одного ребенка. Картины голландских мастеров XVII века (второй половины) — те же развлечения. На одной из них можно различить нескольких детей, но они в толпе взрослых всех возрастов: женщина закрывает лицо передником, ее рука выставлена за спиной. Людовик XIII и его мать забавлялись игрой в прятки. В отеле Рамбуйе можно было поиграть в жмурки. Эта игра отражена на гравюре Лепотра— играющие крестьяне, дети вперемешку со взрослыми.

Теперь можно понять, почему, изучая иконографию игр, современный историк Ван Марль так прокомментировал это явление: «Что касается развлечений взрослых, невозможно точно сказать, чем же они отличались от развлечений маленьких детей». Боже мой, да ничем!

Кукольная Миниатюра. Небольшой Экскурс в Историю

Кукольный дом — мечта детства, но у взрослых тоже замирает дыхание, когда они видят истинное произведение искусства — многоэтажный домик с несколькими комнатами, роскошно обставленный и отделанный, с миниатюрной мебелью и крошечными обитателями. Дом для кукол — восхитительная игрушка, которая первоначально игрушкой не был. Сейчас даже трудно представить, какие шедевры хранились в домах царствующих, знатных и зажиточных семей несколько веков назад.

Увлечение кукольными миниатюрами приходит из Западной Европы, прежде всего из Германии. Именно здесь в ХVI веке были созданы и «обжиты» первые кукольные домики.

Первый из известных миру кукольных домов принадлежал герцогу Альбрехту V Баварскому. Этот дом датируется 1558 (по данным других источников — 1611) годом. Он был заказан герцогом для его маленькой дочери. Это был не просто дом, а настоящий дворец в четыре этажа, с садом и фонтаном во дворе. В доме, помимо жилых комнат, были также танцевальная зала, ванная, комната для шитья. Все помещения были богато украшены, а для кукольных трапез имелось даже столовое серебро! Сам тот факт, что дом всегда хранился в палате сокровищ, говорит о многом. Однако, к сожалению, этот кукольный дворец не сохранился до наших дней, и отнюдь, не из-за детских игр (за домом тщательно следили). В середине семидесятых годов XVII века его уничтожил пожар.

Самый старинный, из сохранившихся на сегодняшний день, кукольный дом, датированный 1610 годом, хранится в Национальном германском музее (Нюрнберг). Убранство помещений этого 3-этажного дома, мебель, домашняя утварь, в точности воспроизводят быт зажиточной бюргерской семьи начала XVII века. Стены дома украшены живописью и фресками, содержание которых (сцены соблазнения монашенки) подтверждает, что дом задумывался не как предмет для детских развлечений.

Еще один великолепный кукольный дом был создан в 1639 году. История не донесла до нас имя его первого владельца. Впоследствии он принадлежал немецкому аристократу барону Штромену. Здесь, в роскошных интерьерах, были воспроизведены условия жизни и быта состоятельной немецкой семьи. Особенно богато выглядело убранство кухни, которая воспринималась тогда, как символ семейного благополучия и процветания.

Практически все первые кукольные дома были « забавой для взрослых» , которые могли позволить себе эти предметы роскоши. Искусно « встроенные » в обыкновенный шкаф с дверцами, самые первые кукольные домики выглядели, как простой предмет мебели. Но когда дверцы раскрывались, изысканное убранство кукольного дома представало перед зрителями во всем своем великолепии. Но куклам в тех домах уделялось явно меньше внимания, чем обстановке. Они, изготовленные из дерева или воска, были лишены изящества. Дети в то время все же допускались к кукольным домам, но только под бдительным родительским присмотром.

Читать еще:  Когда начинают нести яйца куры молодки

В XVII-XVIII веках производство миниатюрных домов не было массовым, и оттого, роскошные игрушечные апартаменты стоили еще дороже. Позволить себе иметь собственный кукольный дом могли только монаршие особы и зажиточные горожане. Некоторые умудрялись извлекать выгоду из обладания таким сокровищем.

Так, в 1631 году, по заказу некоей Анны Кёферлин был изготовлен роскошный кукольный дом, который, к сожалению, не уцелел до наших времен. Владелица дома, вдова, к тому же рано потерявшая детей, вложила в создание этого дома огромное состояние. Дом представлял собой впечатляющее зрелище, а отдельные предметы, хотя и были игрушечными, функционировали, как настоящие. Впоследствии хозяйка выставила свое миниатюрное сокровище на всеобщее обозрение, взимая за это небольшую плату. И тогда многие матери приводили своих дочерей, чтобы показать им этот дом. Но не как роскошную игрушку, а как наглядное пособие по образцовому ведению домашнего хозяйства.

Таким образом, кукольные домики играли не только эстетическую, но и практическую роль. При помощи этих домиков зажиточные господа обучали своих дочерей женским обязанностям, ведь убранство кукольных жилищ во всех деталях повторяло обстановку человеческих домов. В каждом кукольном доме было всё, что может понадобиться: мебель, кухонная утварь, предметы быта и роскоши, поэтому девочки и девушки, знакомясь с «содержимым» кукольного дома, в игровой форме подготавливались к замужней жизни.

Во второй половине XVII века кукольные домики становятся все более распространенными. Их убранство создается искусными мастерами соответствующих цехов и точно копирует предметы быта, которые были в обиходе в те времена. Интерьеры домов создавались в духе последних, модных веяний и лучших традиций тех времен. Несмотря на название игрушки «кукольный дом», дома не всегда населялись куклами. Всё зависело от пристрастий хозяев. Одни предпочитали держать миниатюрную копию человеческого дома пустой, другие сами изготавливали миниатюрных жильцов и шили им одежду, третьи покупали множество разнообразных кукол: господ, слуг и даже домашних животных.

Самый роскошный кукольный дом XVIII был изготовлен в 1716 году и принадлежал юной принцессе Августе Доротее фон Шагсбург. Было потрачено целое состояние, чтобы на свет появился настоящий кукольный город Mon Plaisir («Мое удовольствие»), выполненный по подобию замка Нюж в Арнштадте. 84 застекленные комнаты, 26 домов, 411 кукол… Творцами этого города, по легенде, были монахи Эрфурта. Средний размер кукол, населявших Mon Plaisir, был 25 сантиметров, что немного больше обычного размера «обитателей кукольных домов». Среди них были принц и принцесса, продавцы, нищие, горожане разных сословий и статусов. Куклы были натуралистично выполнены из воска, и с их участием разыгрывалось множество сценок из городской жизни. Сейчас это сокровище находится в музее замка в Арнштадте.

Первый кукольный дом Голландии появился в Амстердаме примерно в 1670 году. В конце XVII века Амстердам был богатым портовым городом. Со всех концов Старого и Нового света сюда свозились экзотические вещи и диковинки. Местная знать и аристократия, богатые коммерсанты и просто зажиточные граждане окружали себя предметами роскоши, в том числе кукольными миниатюрами. Сделанные здесь кукольные дома, считались самыми элегантными.

Для местных ремесленников в этой работе не было ничего необычного. Например, претендентам на звание мастера столярного ремесла часто предлагалось выполнить пробную работу в миниатюре. Исходили из того, что это сделать гораздо труднее, чем изготовить предмет меблировки в натуральную величину.

Примечательно, что этим делом занимались тогда не только ремесленники, но и знатные дамы, которые создавали изящные кукольные интерьеры в особых шкафах — «кабинетах» или «домах-полках».

Порой кукольными домами голландцы гордились больше, чем собственным жилищем. Кроме домов для кукол в Голландии делались разнообразные мастерские, школы, кухни, наполненные множеством соответствующих вещичек. И, конечно, создавались целые игрушечные лавки-магазины. Они в больше степени служили для детских игр. На крошечных игрушечных «макетах» дети обучались делать покупки, готовясь к этой важной стороне взрослой жизни.

В Англии же кукольные дома почти сразу стали детской игрушкой, золотой мечтой каждого ребенка. Правда, к этим играм дети допускались довольно редко, и только в присутствии взрослых. Первые baby-houses, как их называли в Англии, создавались архитекторами или известными мебельными мастерами, например, Томасом Чиппендейлом. Дома делали, как правило, с фасадом и лестничными клетками. Они были точной копией существующих настоящих домов и повторяли их в малейших деталях, вплоть до кладки черепицы. Самым известным в Англии был дом, датированный 1691 годом, и принадлежащий Анне Шарп. Она получила его в качестве подарка от своей крестной матери королевы Анны.

Французские кукольные дома славились своим артистизмом. Даже король Франции Людовик XIII питал большое пристрастие к кукольным домам. Известно также, что в 1630 году кардинал Ришелье подарил принцессе Мэнской макет комнаты с очаровательными фигурками новорожденного младенца, матери и повитухи. С обитателями комнаты можно было играть. А Мария-Антуанетта была обладательницей роскошного кукольного дома с фигурками из стеклянных нитей.

XIX столетие вошло в историю, как век индустриализации. Кукольные миниатюры начали производить фабричным способом. Теперь они стали более доступны широким слоям населения, так как цена на фабричные изделия была гораздо ниже. В конце века массовое производство кукольных домиков и многочисленных аксессуаров к ним началось в Америке. В это время в кукольном мире, как в зеркале, отражались все достижения научно-технического прогресса. Миниатюрные дома оборудовались действующим водопроводом, электрическим освещением и даже лифтами. Общий тон в мире по-прежнему задавала немецкая индустрия игрушки. Именно немцы ввели в XIX веке единый масштабный стандарт — десятинный.

В начале XX века обозначился новый подъем интереса к миниатюрным изделиям со стороны взрослых. Особо заметно это было в Англии, где создавались такие шедевры миниатюры, как дворец Titanias Palace и Queen Mary. Трудно поверить, но на строительство дворца Queen Mary была мобилизована чуть ли не вся английская индустрия. Лучшие архитекторы, художники и мастеровые трудились 3 года для того, чтобы выставить произведение рук своих на строгий зрительский суд. Стоит ли говорить, что публика была в полном восторге. Триумфальный успех Queen Mary произвел подлинный фурор во всех англоязычных странах и окончательно оформил увлечение миниатюрными композициями как серьезное хобби. Благодаря английским коллекционерам был введен масштабный стандарт 1:12, который теперь господствует во всем мире.

Упоминаний о кукольных домиках в России очень мало, хотя и можно предполагать, что состоятельные родители могли позволить себе подарить своим детям такое сокровище. Самый известный в России кукольный дом — «Нащокинский домик», выполненный по заказу большого любителя изящных вещей Павла Воиновича Нащокина. Над этим домиком трудилось множество искусных мастеров, как малоизвестных, так и легендарных. Рояль работы Вирта был действующий и на нем можно было разыгрывать пьесы специальными палочками. Обеденный стол, который раздвигался, был выполнен известнейшим мастером Гамбсом. А посуда из хрусталя и фарфора для сервировки стола была заказана лучшим заводам России. Этот кукольный дом обошелся хозяину в 40 тысяч рублей!

Сейчас в России можно увидеть не так много образцов этих чудесных изделий. Единственная коллекция кукольных домов принадлежит Юлии Вишневской. Кукольные домики есть во многих музеях Европы, например, в Музее детства в Лондоне или в Национальном музее в Нюрнберге. По ним можно не просто изучать быт прошлых веков. Они дают людям бесценную возможность погрузиться в мир детства, когда роскошные игрушки были воплощением красоты, недостижимой, и оттого, окруженной ореолом волшебства, мечтой.

Небольшой экскурс в историю станции Колтубанка

Приветствую вас, гости моего сайта! Сегодня предлагаю вам перенестись с востока нашей области на запад и поговорить о Колтубанке. Наверняка, многие жители нашего города, совершая рейсы из Орска в Москву и обратно, проезжая величественный Бузулукский бор, созерцая из окон поезда мелькающие полустанки, замечали небольшую станцийку совсем рядом с границей Самарской области. Это есть станция Колтубанка. Сегодня я совершу небольшой экскурс в историю этого населенного пункта, опираясь на номер газеты «Большевистская смена» от 24 декабря 1939 года. Следует отметить, что наряду со станцией недалеко есть еще и село Колтубанка, старинное, имеющее свою историю, но рассказ сегодня именно о населенном пункте, возникшем при железной дороге.

В газете имеется статья «В поселке Колтубанка. И жизнь хороша, и жить хорошо», в которой рассказывается об истории, а также современной на тот момент жизни в пристанционном поселке Колтубановский.

Как все начиналось.

Об истории станции Колтубанка корреспондентам в 1939 году рассказывал 88-летний старик Филипп Макарович Горшков. Приводится описание старика: желтое морщинистое лицо с серебряной окладистой бородой, во рту- трубка. Одет в овчинный полушубок, глухой. Часами мог сидеть у окна и смотреть на вековые сосны Бузулукского бора. Филипп Макарович рассказывал о себе, о семье, о том, что отец его был нищим, работал в шахте и ослеп. Потом Филипп повсюду сопровождал его, когда отец просил милостыню. Умер давно, когда, Филипп Макарович не помнил, прямо на дороге и умер.

В 1873 году Горшков работал лесником. Когда через Бузулукский бор прошла железная дорога, Колтубанка была полустанком, названа так в честь реки. Здесь было всего три дома железнодорожных рабочих, а вокруг стоял густой , непроходимый лес. Работники в те времена видели больше зверей, а не людей. Были вокруг и волки, и медведи. Поезда здесь останавливались редко. Потом сюда поезда стали возить подрядчиков-мужиков из соседних сел и деревень, чтобы валить в округе лес.

Читать еще:  Что делать если куры до крови расклевывают друг друга

Примечание: многие источники в Интернете пишут об основании населенного пункта в 1885 году, но он появился несколько раньше, судя по найденному мной документу и воспоминаниям Горшкова.

«Конец захолустью».

В этой статье рассказывается о времени, когда произошла Февральская революция, как встретили ее на полустанке. Недовольство стрелочников и железнодорожных служащих начальником станции Лозинским и его помощниками переросло в нечто большее. Лозинский заставлял стрелочников колоть дрова для отопления своей квартиры, убирать свинарники, по субботам топить для него баню. Известие о свержении царя привело к митингу. Эсер Гурский призывал слушаться начальство. Но… с фронта начали возвращаться солдаты. Соловьев, братья Рудновы и Жмурин создали на полустанке местную советскую власть.

Первым постановлением Советской власти было изъятие земли у лесничего Гурского. Летом 1918 года рабочие отказались наполнять водой колчаковский поезд, а потом в 10 км от станции пустили состав под откос. Однажды ночью на станцию Колтубанка приезжал Кобозев, он долго сидел в аппаратной телеграфа, принимая-отдавая распоряжения.

Школы в Колтубанке в 1939 году.

На тот момент на станции было три школы: средняя и две начальные, в которых обучалось более 1500 детей. Имелось 3 клуба, радиоузел, больница и детские учреждения.

Население Колтубанки в 1939 году.

Колтубанка за 10 последних лет выросла в пять раз. В тот момент население станции составляло 5000 тысяч человек. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 года железнодорожная станция Колтубанка Бузулукского района отнесена к категории рабочих поселков. Был организован поселковый совет.

Библиотека.

Была в Колтубанке и библиотека.

Заведующий в то время здесь — Василий Александрович Кузьмин. В рубрике про библиотеку перечисляются читатели того времени. Вот, например, пенсионерка Людмила Михайловна Тютюнникова читала «Правду», шофер Иван Петров — «Крокодил». Вот Клавдия Ивановна Емельянова — одна из жительниц села — уже и «Мать» Горького прочитала, и «Тихий Дон » Шолохова. По рекомендации заведующего берет почитать «Николу Шугай» Ольбрахта.

Лесозавод.

В Колтубанке существовал лесозавод. Это, собственно, немудрено. Вокруг огромный девственный лес. Секретарем партбюро был в то время тов. Емельянов, а директором завода Василий Петрович Овчинников, техноруком Антон Васильевич Ширяев. На заводе работали нормовщик Шувалов, станочник Сбачев.

Шувалов также был секретарем комитета комсомола. В то время здесь трудилось около 300 человек. На лесозаводе имелись цеха: столярный, мебельный, станочный. Проложена узкоколейная железная дорога. При этом раньше завод изготовлял только пиломатериалы, а в 1939 году уже и парты, и столы,и домашнюю мебель, и даже стандартные дома.

Из газеты узнаем о молодом рабочем мебельного цеха Петре Федоровиче Акелине, который был выдвинут как кандидат в депутаты поселкового совета. Зарплата Петра составляла 600 рублей на тот момент. При этом выясняется, что раньше рабочие жили в одном бараке в грязи и со вшами, с общими нарами. А теперь для них отстроены коттеджи и особняки.Был при заводе огород и фруктовый сад.

Семья музыкантов. Тильксоны.

Вот еще об одном рабочем лесозавода пишет газета — о Югане Францевиче Тильксоне и его семье. Они — музыканты. Сам Юган — стахановец производства, работник мебельного цеха, мастер. Юган Францевич проживал с семьей: женой Ольгой Николаевной, матерью-старушкой (имя, отчество не указано), с сыновьями Славой и Валей. Каждый член семьи умел играть на музыкальных инструментах. Семья по тем временам жила вполне прилично. Вот быт стахановца Тильксона и описывает автор статьи. Он пишет о большой зале, где чисто и уютно, комната обставлена цветами, на окнах — шторы с красивыми узорами, вокруг стола — дубовые стулья, на стене-портрет Сталина — обязательная атрибутика тех времен. В ожидании старшего сына Вали семья слушает радио, Ольга Николаевна и Слава играют с гостем в шахматы.

Но тут пришел Валя. Юган Францевич предложил играть «концерт», сам взял гусли, Ольга Николаевна гитару, Слава- балалайку, а Валя — мандолину. Сначала исполнили вальс, потом песню из кинофильма «Волга-Волга», затем заиграли польку, и, наконец, веселый гопак.

После отдыха все вновь возвращаются к делам.

Юган Францевич — председатель участковой избирательной комиссии и ему предстоит встреча с избирателями кандидата в депутаты в местный Совет Анатолия Васильевича Мельникова. Ольга Николаевна также работает председателем избирательной комиссии. Вале и Славе надо готовить уроки и далее разучивать песни, чтобы играть на балалайке и мандолине. Оба сына — участники ансамбля местного клуба. Валя- комсомолец, Слава-пионер. Юган Францевич и Ольга Николаевна — члены ВКП (б). Цех, где мастером Юган Францевич, выполняет нормы от 150 до 190 процентов. Ольга Николаевна вот уже два года работает председателем фабрично-заводского комитета. Таких культурных и зажиточных семей, как Тильксоны, в поселке Колтубанка много.

Вот, собственно, весь материал, который я почерпнула в заметке о Колтубанке. Но он очень информативный, я считаю, ведь здесь указаны некоторые фамилии, должности людей, дано описание некоторых, рассказано о семье Тильксонов. А ведь кто-то ищет эту информацию. Автор статьи тех далеких лет возвращает нас в прошлое, рассказывая о 30-х годах 20 века, пишет о том, что было в поселке, какая шла жизнь, чем занимались люди.

Фамилии по населенному пункту (данные ОБД «Мемориал»): Перепелкины, Сидоровы, Марычевы, Морозовы, Ращупкины, Бойкины, Власовы, Пятеровы, Яшаяновы, Волобуевы, Максимовы, Белоусовы, Сухоруковы (Сохоруковы), Шестаковы, Барабановы, Коршиковы, Зарубины, Карловы, Фроловы, Степановы, Скворцовы, Курбяновы, Пашковы, Ивлевы, Бочаровы, Еликовы, Берлины, Щербаковы, Суровы, Чемерицкие, Белоушкины, Глазуновы, Летуновы, Камышевы, Горбуновы, Суздальцевы, Зусмановичи, Гафитулины и мн. др.

Значение слова экскурс

экскурс в словаре кроссвордиста

экскурс

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

экскурса, м. (латин. excursus) (книжн.). Отступление от главной темы изложения для исследования, освещения побочного вопроса. Примечание разрослось в целый экскурс.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-а, м. (книжн.). Изучение, освещение какого-н. специального вопроса, связанного с главной темой. Краткий э. в историю.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Отступление от главной темы изложения для освещения, разработки побочного вопроса.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ЭКСКУРС (от лат. excursus) отступление от главной темы изложения для освещения побочного или дополнительного вопроса.

Большая Советская Энциклопедия

(от лат. excursus, буквально ≈ выбегание), отступление от главной темы изложения для освещения побочного или дополнительного вопроса.

Примеры употребления слова экскурс в литературе.

Многие другие впечатления Гончарова были столь же неожиданны, и разговор еще дальше отошел от основной темы — и все же после каждого экскурса в область музыки, литературы или театра они вновь возвращались к своей работе, но так и не смогли прийти ни к каким окончательным выводам.

Продолжая этот своеобразный экскурс в прошлое, Дасаев не без удивления отметил, что всех этих разномастно, разностильно одетых людей отличала странная и, на первый взгляд, непонятная особенность: одежду свою каждый старался поддерживать в чистоте и аккуратности, можно даже сказать, относился к ней с тщательностью, недостойной всех этих давно устаревших вещей.

Иногда этот аперитив мерзостей оказывался недостаточным, и чтобы разогнаться, он позволял себе небольшой обонятельный экскурс к Грималю и отведывал зловонья сырых покрытых мясом кож и дубильных смесей или воображал чадные испарения шестисот тысяч парижан в душной, порочной жаре разгара лета.

Рене с отвращением скривился, и Майлз запоздало сообразил, что этот экскурс в историю приобрел для Форбреттена личный оттенок.

Приведенный материал, конечно, недостаточен для компаративистских экскурсов, но они неизбежны в связи с трансляцией основной категории индийской экзистенциальной философии в языке европейской традиции.

Хайдеггер почувствовал, что должен ответить на его вызов, совершив собственный экскурс в сферу натурфилософской антропологии.

Этот короткий обществоведческий экскурс нужен был здесь для того, чтобы особо рельефно высветилась моя главная мысль — о провиденциальной, апостольской ныне роли тех людей, которые в таких-то мучительных обстоятельствах способны оказывать поддержку страждущим, осуществлять помощь в сохранении и возвращении здоровья больным и немощным.

При всех этих разнообразных и сильно разнобойных свойствах голубице удалось занять место мистического символа, и не будем утомлять читателя экскурсами о Всемирном Потопе и о роли этой птички как провозвестницы покоя и благополучия и новоявленных земель.

Черт с ними,— взорвался Быховский, раздосадованный эрудицией друга и его неуместными экскурсами в историю,— с греками, санскритянами, болгарами.

Я сделаю небольшой экскурс в историю, так как мне необходим фон, на котором искусство Габора Шебештена, венгерского короля анаграмм, предстало бы во всем блеске.

Я должен был выбрать: либо сохранить прежний план, снабдив его беглым историческим экскурсом в тему желания, либо реорганизовать все исследование вокруг медленного формирования в античности некой герменевтики себя.

Муза только многозначительно хмыкнула, но не стала развивать запретную тему, а продолжила исторический экскурс: — Не будем дотошными, как буквоеды-талмудисты, обратимся лишь к историческим эскизам, но отражающим суть нашего исследования, — обратилась Муза к мужчинам.

Иногда в ресторане Хмельницкого, куда офицеры штаба и контрразведки захаживали поужинать, Козлов разражался лекцией или экскурсом по истории разведки и контрразведки.

Например, всем было известно, что капитан-лейтенант Гридасов, специалист по обмундированию, снабжению и комплектации, обожает экскурсы в историю своего предмета.

Этот экскурс необходим для корректировки и настройки микро генной телевизионной системы.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: ekskurs
Задом наперед читается как: срукскэ
Экскурс состоит из 7 букв

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector